Коммуникация – это всегда процесс обмена информацией и передачи сведений. Особенности коммуникации зависят от того, в какой сфере происходит собственно этот процесс. Например, коммуникация в социальном контексте – это обмен информацией и передача сведений между двумя лицами или в группе лиц. Число лиц в группе может быть очень большим, но в подавляющем большинстве случаев все же достаточно ограниченно. Тут мы можем говорить о массовой коммуникации – процессе передачи информации, предназначенной для широкого круга лиц. Примерами массовой информации являются публичное выступление, лекция, кинопоказ, выставка и т.д.
Однако о каком бы типе коммуникации мы ни говорили, в любом из них можно выделить четыре базовых, основных элемента.
Первый элемент – это отправитель. Без него – никуда, ибо это инициатор процесса коммуникации; лицо, которое отбирает информацию и передает её кому-либо с какой-либо целью.
Второй элемент – это непосредственно сообщение. Оно представляет собой суть передаваемой информации, выраженной устно или закодированной посредством системы символов.
Третий элемент коммуникации – это средство передачи информации.
Четвертый элемент – это получатель. Понятно, что это человек или группа лиц, которым предназначена информация и которые её воспринимают.
Конечно, эти четыре элемента – основные, но ими не исчерпывается процесс коммуникации. Он содержит еще пять элементов, которые взаимосвязаны между собой. Схематично это можно изобразить следующим образом:
Как видно из данной схемы, у нас добавилось 5 элементов: кодирование и декодирование, ответная реакция, обратная связь и, конечно, помехи, шумы.
Кодирование и декодирование в процессе коммуникации имеют большое значение, поскольку именно от этого зависит, поймет ли получатель предназначенное для него сообщение. Самый явный пример – сообщение на иностранном языке. Для человека, не знающего его, это сообщение не имеет смысла, для владеющего языком – сообщение несет смысл. Поэтому правильно выбранный способ кодирования информации помогает повысить эффективность коммуникации и просто состояться этому процессу.
Ответная реакция и обратная связь – это не одно и то же. Ответная реакция возникает в случае неравнодушия получателя информации к смыслу сообщения. Без ответной реакции не может быть обратной связи, но ответная реакция вполне может существовать без обратной связи.
Без помех и шумов не обходится ни один процесс коммуникации. Помехи могут возникать по разным причинам: от большого количества участников процесса коммуникации (ступени передачи информации) до чисто технических сложностей (шумы в радиоэфире).
Очевидно, что при необходимости можно вычленить и другие элементы в процессе коммуникации, однако, приведенная выше схема и перечисленные элементы кажутся достаточно полно представляющими процесс коммуникации для общего понимания.