Сравнительно недавно в мои руки попала книга Евгения Криницына «Акулы интервью», где наиболее знаменитые журналисты-интервьюеры России — А. Венедиктов, С. Кучер, Н. Сванидзе, А. Максимов, А. Гурнов, В. Соловьев, Т. Канделаки, В. Познер, Д. Губин, А. Ванденко, Ю.Латынина — делятся своим опытом, рассказывают свои фишки и обозначают свой подход к интервью как журналистской деятельности.
Лично мне книга показалась чрезвычайно интересной и полезной. Рекомендую прочитать ее всем журналистам, интервьюерам и просто любителям писательского (да и телевизионного) мастерства. А сейчас список интересных советов журналистам из этой книги (естественно, он неполный) — как сделать хорошее интервью, как подготовиться к интервью и какие моменты следует учитывать:
- Читать последние 7-10 интервью интервьюируемого
- Иметь не список вопросов, а список тем
- Задавать вопросы, которые интересны тебе
- Учитывать, какова цель интервью: информация (факты, мнение/отношение), человек, удовольствие; цитируемость и/или интересность
- Важность первого вопроса (умение задать необычный вопрос для разрядки атмосферы)
- Если хочешь размазать человека, должен быть не один вопрос, а комплекс, и тут же важно работать не над вопросами, а над ответами
- Не иметь неформальных отношений с интервьюируемым (особенно из политики), поскольку пропадает возможность задавать острые вопросы (могут испортиться отношения)
- Знать основные вехи жизни интервьюируемого
- Задавать один и тот же вопрос несколько раз, переформулировывая, если ответ на него получить принципиально важно
- Если это радио- или телеэфир — работать с вопросами аудитории (другие темы, другие вопросы от аудитории, чем при самостоятельной подготовке + возможность задать острый вопрос не от своего имени)
- Видеть в интервьюируемом человека
- Соблюдать договоренности — наличие/отсутствие монтажа, задавание/незадавание вопросов
- Найти контакт — либо получить ответ, либо аргументацию, почему не хочет отвечать
- Когда ты берешь интервью, тебя как бы не должно быть. Не самолюбоваться. Быть проводником между аудиторией и собеседником. Стараться быть беспристрастным, посто зеркалом, отражателем собеседника
- peoples.ru — сайт для сбора предварительной информации при подготовке к интервью по персоне/компании
- Завершение интервью той темой, которой начали — возникает ощущение завершенности диалога, зацикленность
- Для перехода между темами можно использовать «слова-мостики» — к слову, кстати и тп
- Возможность встретиться с тем, с кем в обычной жизни не встретишься. Но при этом несешь ответственность перед своим читателем, редакцией, поэтому даже перед «звездным» собеседником тушеваться не нужно
- Чтобы получить от собеседника больше информации, не нужно по окончании ответа сразу задавать следующий вопрос. Сделайте паузу и, возможно, человек скажет что-то еще, более интересное, глубокое, сенсационное
- Подготовка важна, но еще более важен интерес к спикеру
- Концовка должна быть идеальной. Концовка разговора и концовка публикации это разные вещи. Концовку надо шлифовать
И для ознакомления предлагаю отрывок из книги. Часть истории об интервью Андрея Ванденко с Евгенией Симоновой — показательный пример о том, как нужно оттачивать концовку интервью.
Мы начинали разговор с того, что 9 мая Первый канал показал фильм «В бой идут одни старики» в цвете. Я спрашиваю: «Как вам разукрашенные «Старики» и ваша Маша?» Евгения Павловна говорит: «По версии авторов идеи, режиссеру Леониду Быкову не хватило денег на цветной фильм, поэтому он снимал его черно-белым. А я знаю другое: он сознательно делал черно-белое кино, поскольку хотел приблизить его к военным хроникам». Заканчиваем разговор тоже темой кино. Симонова говорит: «Я редко сейчас снимаюсь, практически всегда отказываюсь от предложений». Я уточняю: «Если только не муж просит. » Она: «Да, Андрей вернул меня в кино», — и называет работы, в которых снялась. Последним называет сериал Андрея Эшпая «Иван Грозный». Мне нужен мостик для завершения, поэтому я говорю: ««Иван Грозный» похож на семейный подряд: музыку писал Эшпай-старший, фильм снимал Эшпай-младший, играете в картине вы и ваша дочь». Евгения Павловна отвечает: «Не считаю, что семейственность — зло. Если каждый человек на своем месте — это хорошо». Я зацикливаю беседу фразой-вопросом: «Значит, полагаете, лучше снимать новое кино, чем раскрашивать старое?» Симонова говорит: «Пожалуй. Но вы упустили ключевое слово. Лучше снимать новое хорошее кино».