Связи с общественностью так или иначе, контролируемо или нет, присутствуют в деятельности любой компании. Те, кто понимают важность и неизбежность этого, стараются взять под контроль эту сферу. И в этом случае никак не обойтись знания и соблюдения общих принципов установления и поддержания связей с общественностью. Эти принципы неизменны и универсальны для всех видов целевой аудитории, видов коммуникаций и средств распространения информации.
Определение принципов связей с общественностью может выглядеть так: это стратегические правила построения отношений и выстраивания взаимодействия между участниками процесса коммуникации.
Можно выделить четыре основных принципа и семь дополнительных:
- первый принцип — это принцип открытого информирования. Из названия очевидно, что любая компания должна предоставлять полную и достоверную информацию по тому вопросу, который интересует её (компанию) и журналистов/целевую аудиторию. Это важно, поскольку на данный момент объективно существуют различные каналы коммуникации и расширяется доступ людей к той или иной информации. В этом случае узнать, что компания утаивает те или иные факты о своей деятельности или отрывает их от общего контекста, который полностью меняет смысл сказанного, очень просто. А это грозит компании ухудшением репутации.
- второй принцип — принцип обратной связи. Ну какие связи с общественностью без обратной связи? В данном случае от компании требуется быть готовыми к получению обратной связи от целевой аудитории в полном объеме и своевременно. Именно задача компании в данном случае — обеспечить работоспособность каналов обратной связи.
- третий принцип — принцип коллегиальности. Коллегиальность — это и часть внутрикорпоративных связей с общественностью, и нередко обязательная составляющая построения отношений с внешними аудиториями. Коллегиальность подразумевает взаимодействие между отделами, реже — между компаниями-партнерами для достижения общей цели в сфере связей с общественностью. При этом важна прямая зависимость — выше степень участия в проекте, выше ответственность за результат.
- четвертый принцип — принцип научной обоснованности. Наука (в данном случае PR как наука) в практическом приложении позволяет целенаправленно и планомерно действовать на основе предоставляемых знаний и использования объективных закономерностей. Понимание процессов и возможных исключений из правил позволяет создавать действенные практические технологии и добиваться успеха в тех или иных ситуациях.
Основные принципы PR перечислены. Оставшиеся 7 дополнительных принципов применимы не только к сфере связей с общественностью, но и к управлению. Однако, здесь мы их перечислим все же касательно PR-деятельности:
- планомерность — этот принцип подразумевает как прогнозирование тенденций в изменении общественного мнения, так и планирование предстоящих мероприятий/коммуникационных действий (причем не только с точки зрения их содержательной части, но и с точки экономической обоснованности и ресурсного обеспечения)
- комплексность — этот принцип требует комплексного подхода как в охвате аудитории (все категории и группы общественности), так и в организации мероприятий. Они должны быть взаимосвязаны между собой и использовать дополняющие друг друга средства коммуникации для повышения эффективности коммуникационной программы в целом
- оперативность — этот принцип требует от специалистов по PR своевременной и правильной реакции на изменения общественного мнения относительно деятельности компании
- непрерывность — принцип непрерывности означает необходимость постоянного и целостного воздействия на целевые аудитории компании: как посредством регулярного новостного информирования, так и за счет проведения различного рода мероприятий
- объективность — принцип объективности подразумевает использование достоверной и полной информации, готовности как признавать ошибки, так и своевременно реагировать на необъективные публикации о компании и добиваться необходимых опровержений
- законность — принцип законности требует соблюдения законодательной базы при сборе/обработке/хранении/передаче информации, соблюдении коммерческой/государственной тайны, интеллектуальной собственности, авторских прав и т. п. Особенно важно об этом помнить при подготовке рекламный кампаний и специальных PR-мероприятий
- эффективность — принцип эффективности обязывает PR-отделы ставить целью изменение экономических показателей, формирование благоприятного имиджа, улучшение репутации компании. Очевидно, что расходы на PR и коммуникационные мероприятия должны быть в итоге меньше полученных за счет них доходов. Деятельность ради результата, а не ради деятельности
Вот такими видятся основные принципы построения связей с общественностью. А Вам есть, чем их дополнить?